Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии СПбГУ Cанкт-Петербургский государственный университет
Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии

Вторая встреча со студентами — членами библиотечных советов

26 ноября состоялась очередная встреча ректора со студентами. В это время обязанности ректора исполнял проректор И. А. Дементьев. На встречу были приглашены студенты — члены библиотечных советов, созданных в 2012 году для обсуждения вопросов, связанных с обеспечением учебной и научной литературой и развитием информационно-библиотечного комплекса СПбГУ. Со времени первой встречи весной (см. на портале СПбГУ: Встреча со студентами — членами библиотечных советов) прошло больше полугода, за это время обновился состав библиотечных советов, стали очевидными новые вопросы, требующие решения.

26 ноября состоялась очередная встреча ректора со студентами. В это время обязанности ректора исполнял проректор И. А. Дементьев. На встречу были приглашены студенты — члены библиотечных советов, созданных в 2012 году для обсуждения вопросов, связанных с обеспечением учебной и научной литературой и развитием информационно-библиотечного комплекса СПбГУ. Со времени первой встречи весной (см. на портале СПбГУ: Встреча со студентами — членами библиотечных советов) прошло больше полугода, за это время обновился состав библиотечных советов, стали очевидными новые вопросы, требующие решения.

Один из них — то, что некоторые преподаватели в своих лекциях предлагают студентам пользоваться литературой, которой нет или которой мало в библиотеке (например, старыми учебниками — чуть ли не 1960-х годов). Студенты предлагали обязать преподавателей строить программы учебных курсов в соответствии с возможностями библиотеки. Представитель библиотечного совета биологического факультета сообщила, что они провели опрос студентов (через группы в социальной сети «ВКонтакте»), чтобы составить полный список учебников, которые требуют использовать преподаватели на лекциях. И затем стали выяснять, есть ли эти издания в отраслевом отделе библиотеки. А члены библиотечного совета факультета психологии завели особый журнал в отраслевом отделе библиотеки, в котором попросили написать, кому каких книг не хватает, что студенты ищут.

Проблема формирования фондов волновала всех. С одной стороны, ресурсы Университета не безграничны, закупить всё невозможно, отметила проректор по учебно-методической работе М. Ю. Лаврикова, с другой стороны, нужно создать условия для реализации образовательных программ. И решение вопроса, как выяснилось в ходе обсуждения, локально, зависит от направления обучения. К примеру, для того, чтобы обеспечить студентов-стоматологов научной литературой, директор Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ М. Э. Карпова обсудила с руководством фундаментальной библиотеки Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И. П. Павлова возможность обслуживания студентов СПбГУ. Фундаментальная библиотека СПбГМУ может обслуживать их только в читальном зале, который полон читателей. Необходимо иметь четкое представление, кто именно из наших студентов намерен там заниматься, т. к. для каждого будет составлен индивидуальный договор на обслуживание. В ходе решения этого вопроса выяснилась еще одна проблема: среди студентов-стоматологов и медиков много должников — пока они не рассчитаются с библиотекой, их не будут обслуживать.

Проблема своевременного возврата книг волнует не только библиотекарей, но и студентов. Это и понятно: если один вовремя не сдал учебник (или другую литературу, необходимую для учебы или сдачи экзамена), значит, кто-то другой лишается возможности учиться. Члены библиотечных советов предлагали страшные санкции для должников (вплоть до отчисления из Университета) — и сами же себе возражали: все эти санкции применить нельзя! Но они сделали верный вывод: если и наказывать, то сразу, а не после того, как студент окончит Университет и информация о его долгах появится на портале СПбГУ… С этим вопросом был связан и другой: где найти замену, если потерял библиотечную книгу? Правила пользования библиотекой не позволяют просто заплатить за утраченную книгу. Бывает и так, говорили студенты, что требуемую книгу не найти в букинистических магазинах. «Выход есть, мы в городе не одни, — объяснила М. Э. Карпова. — Есть другие библиотеки, прежде всего РНБ и БАН — студент может там заказать копию нужной книги». И. А. Дементьев спросил, знают ли об этом студенты. И предложил сформировать раздел сайта «В помощь студенту» не только на странице Научной библиотеки, но и дублировать его на страницах всех институтов и факультетов.

Представитель библиотечного совета факультета ПМ-ПУ подняла важный вопрос: многие студенты не умеют пользоваться электронными изданиями. Они обращались к библиотекарям с просьбой объяснить, но оказалось, что те сами не знают! Напомним, что ректор дал поручение разработать обучающий онлайн-курс и видеосеминары — чтобы каждый мог изучать этот материал тогда, когда ему удобно (см. 179. Материалы ректорского совещания от 27.10.2014, п. 2). Кроме того,И. А. Дементьев дал поручение о регулярном проведении специализированных тренингов пользования электронными ресурсами — по образовательным программам.

Студенты рассказали, что иногда преподаватели на лекциях рекомендуют им воспользоваться цифровыми ресурсами библиотеки. И. А. Дементьев спросил, есть ли у преподавателей часы консультаций. Да, ответили студенты, и они обращались к преподавателям, но те не могут объяснить — сами не знают. И. о. ректора сделал выводы о необходимости аттестации работников библиотеки и внесения в обязанности преподавателей компетенций пользователя  информационными  ресурсами Университета... М. Ю. Лаврикова добавила: можно обратиться за помощью к другим студентам, продвинутым. Кроме того, в некоторые образовательные программы включено изучение электронных ресурсов по соответствующей области наук. Представитель библиотечного совета факультета психологии рассказала о своем опыте: они нашли в Интернете необходимые инструкции для пользования электронными ресурсами по психологии и поместили ссылки на них в группе «ВКонтакте» (вопросов на эту тему больше не задавали). М. Ю. Лаврикова посоветовала членам библиотечных советов: если они считают, что надо учить всех студентов, пусть предложат внести соответствующие изменения в программу обучения, ведь пока такую задачу никто перед учебно-методическими комиссиями и проректором по учебно-методической работе не ставил.

Завершая обсуждение, проректор М. Ю. Лаврикова сделала вывод: библиотечные советы становятся хорошей площадкой для обсуждения путей развития Научной библиотеки СПбГУ, активным инструментом управления университетскими ресурсами. Взгляд студентов порой бывает неожиданным, их понимание «библиотечных» проблем уникально, с его учетом в дальнейшем и будет строиться работа информационно-библиотечного комплекса Университета. В ходе обсуждения вопросов и. о. ректора И. А. Дементьев дал ряд поручений в адрес должностных лиц Университета.

Печать E-mail